Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 города Ставрополя
355031, г. Ставрополь, ул. Серова, 272. Телефоны: 24-55-25. Электронная почта sch_30@stavadm.ru

Решаем вместе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

САЙТ ГИМНАЗИИ НЕ ОБНОВЛЯЕТСЯ.

Вся актуальная информация доступна по новому адресу 

https://gimnaziya-30.gosuslugi.ru/ 

Хам Екатерина Федоровна


Хам Екатерина Федоровна

Учитель русского языка и литературы

 

Стаж работы
в должности учителя - 2 года

 Творческая работа по теме:

 «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»

В каждом ребенке дремлет птица,

которую нужно разбудить для полёта.

Творчество - вот имя этой волшебной птицы!

В.А.Сухомлинский

Ох, уж этот русский язык! Такой удивительно сложный и глубокий, древний и новый, запутанный и непредсказуемый! И правда, измените место слова в предложении, поменяйте интонацию – и смысл сказанного приобретет совсем другое значение! Однокоренные слова порой отражают совершенно разное отношение к событию. Взять, например, слово «творчество». Кто из нас в детстве хотя бы раз не слышал строгую фразу в свой адрес: «Что ты натворил?» Или: «Что ты вытворяешь?» И как вдруг чудесным образом все преображается, когда звучит восторженное: «Кто сотворил это чудо?» Сотни таких примеров будят желание погружаться в недра и постигать таинства языка.

Ах, этот русский язык! Дивный, многогранный, эмоциональный, загадочный…!!! Какие удивительные возможности он предоставляет для коммуникации, восприятия жизненных реалий и нереальных впечатлений, трансляции их окружающим, для отражения самой себя в этом мире!

Ух, эти современные дети! Энергичные и пассивные, одиночки и экстраверты, жесткие и нежные, уверенные в себе и не очень, отрицающие авторитеты и ,наоборот, зависимые, ломающие стереотипы и стремящиеся к новому, ищущие свою дорогу и ошибающиеся. Микрокосмы, такие уникальные, но верящие, что их поймут. Как же интересно и здорово постигать все это!

Именно эти «ох», «ах» и «ух» привели меня на филологический факультет педагогического института, а затем в студенческий педагогический отряд краевой школы вожатского мастерства «45-я параллель», раскрывший веру в свою значимость, творческие и организаторский способности, личностный рост и умение работать над собой.

И когда встал вопрос, куда идти после института, колебаний было немного. Школа! Школа, в которой для меня чудесным образом совместились профессиональный лингвистический интерес, желание общаться с детьми, учить их, доносить красоту русского языка и важные личные метаморфозы.

Школа - это хорошо настроенный механизм, где взаимодействует очень много деталей, от слаженности которых зависит качество его работы и результата.

И одна из самых важных составляющих, которая отвечает за направление, душа всего механизма, находящая нужные ключи к сердцу растущего человека, - учитель.   Я - учитель русского языка и литературы. Мои первые шаги в педагогической деятельности… Первые уроки, открытия, ошибки. Первые впечатления от детских лиц, таких пока еще незнакомых и разных, но этим уже интересных.

В классах, где я преподаю, обучаются разные дети: с инклюзией, инофоны, билингвы, одаренные.  Дети, заинтересованные в получении знаний и наоборот.  Когда молодой специалист приходит в школу и встает напротив двадцати пар глаз, тогда в голове возникает вопрос о мере ответственности. Потому что именно ответственность не позволяет не подготовиться к вариативности непредсказуемого «детского вопроса».  Мне кажется, это тот самый рычаг, который направляет учителя к непрерывности расширения и обогащения своего мировоззрения.   Как говорил Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе».  Мне нравятся «детские вопросы» своей сложностью и неожиданностью. Ключевой особенностью ученика является умение задавать вопросы.  Иногда наш разум не предполагает того решения проблемы, которое возникает на уроке у ученика, но его вариант тоже верный или может раскрыть другой аспект, имея при этом колоссальную значимость для всех окружающих.

У меня ни разу не возникло вопроса о возможностях образования для творчества. Тем более новых. Потому что я считаю, что они были всегда. А как же иначе? Я решила немного заглянуть в историю этого вопроса в педагогической науке.

Роже Кузине  – французский педагог - требовал упразднить традиционное обучение, так как оно тормозит творческое развитие. Обучение понимал не как воздействие учителя на ученика, а как работу ученика над своим развитием. Предложил метод свободной работы группами – как для игры и познавательной деятельности.

Януш  Корчак для своих учеников мог становиться неизменным выдумщиком и незаметным дирижером бесчисленных светлых игр, в которых дети обретают долгожданное самовыражение и раскрепощаются.

Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Он пропагандировал  творчество коллектива единомышленников.

Ну что же можно еще к этому добавить? Неужели выдающиеся умы прошедших лет сказали и сделали не все?

Я думаю, что любой учитель в своей деятельности в свое время должен творить свою историю. Учитель не может стагнировать, он должен развиваться каждый день и, используя полученные знания, трансформировать и преобразовывать их, чтобы это соответствовало современному этапу развития и уровню нового поколения. Для этого нужно искать нестандартные возможности для творчества в образовательной деятельности.  Образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с  исторической действительностью.

В восьмидесятых годах вокруг публициста и теоретика педагогики Симона Соловейчика сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустили знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Я думаю, что в настоящее время это уже назвали СОтворчеством. Именно так мне представляются новые возможности современного образования.

Для меня новым опытом в реализации педагогического потенциала стало знакомство с такими направлениями, как театральная педагогика и элементы арт-терапии, очень близкие мне по духу. По мнению специалистов, замечательные возможности театральной педагогики позволяют объединять личностные творческие действия и импровизацию, связывают интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие; помогают ребёнку научиться  свободно пользоваться различными тонкостями родного языка, усваивать не одни только слова, но и «бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка». Конечно, это не ноу хау. Но я – молодой учитель. И я рада пользоваться имеющимся опытом и вносить в него что-то свое.

Помогает мне театральный кружок «Кульминация», которым я руковожу. Моя труппа – это те самые ученики, о которых я писала ранее. Дети открывают литературные произведения, героев и лучше понимают мотивы их поступков, сталкиваясь с нравственным выбором, и анализируют, отмечая авторские приемы.  Есть дети, которые приехали из Грузии, и русский является для них одним из самых сложных предметов, но любовь к литературе и театру, которую они развили в течение года, воодушевляет, поэтому и показатели по русскому языку улучшились.  К сожалению, на построение таких уроков отводится слишком мало времени, учитывая объём работы учителя и насыщенность школьных программ по литературе и русскому языку.  Ш.А. Амонашвили говорил о том, что творчество детей - это условие становления их личности…И знания нужно очеловечить в процессе веселого и счастливого учения. Поэтому внеклассная и внеурочная деятельность в современной школе приобретает особую значимость. И я считаю это современными эффективными возможностями для творчества с образовательными и воспитательными целями. Навыки, полученные мною в вожатской школе, помогают в жизни, и я стараюсь передать их своим ученикам. Такие социально-воспитательные ресурсы - тоже веяние нового времени, и они становятся прекрасным подспорьем в реализации образовательных задач.

Это дает отличные результаты и в социализации детей. Они учатся свободно общаться с людьми, выступать на сцене и не бояться выглядеть нелепо, коллективно работать и быть частью общей идеи. Ведь сыграть роль можно и для того, чтобы лучше понять самого себя. Очень уважаемый мной Шалва Александрович говорил о детях: "Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Согласна полностью. Сотрудничество приобретает форму сотворчества учителя и ученика. Очень важно, на мой взгляд, научиться этим правильно пользоваться.

Моя цель – подготовить ум замечательных ребят посредством опыта познавать окружающий мир. Но я помню, что каждый ребёнок – личность. И каждый ребёнок способен творить. Мне посчастливилось преподавать не только словесность, но вести театральный кружок у талантливых ребят, которые доверяют мне и позволяют прикоснуться к их светлым душам, мечтающим, творящим, искренним! Это ли не радость сотворчества?

Мы живем в 21 веке, в веке инноваций и новых технологий.  Если меняется информационное пространство и общественная среда, то под влиянием оказывается и ключевая фигура - человек.  И я стараюсь не отставать. Использую в своей работе особые возможности интернета для разработки с детьми развивающих сайтов.

Конечно, я еще учусь быть мастером своего дела, искать для каждой детской души подход. И, если он найден, возникает волшебство! Начинается творчество разума, находятся слова, закипает работа. Обязательно возникает волшебный «детский вопрос» – двигатель прогресса: «Почему?» Пусть дети найдут ответ сами.  А я им помогу. Пусть обрадуются: не только тому, что нашли, ещё и самостоятельно, ещё и учителя удивили, но и самому процессу поиска и творчества. Кому, как ни мне, филологу, окрылять детские души, заставлять сильнее сокращаться их сердечки, заражая своим учительским азартом.

Погрузившись в предложенную тему и полистав словари для определения более точного понятия творчества, я выявила для себя и своей деятельности принцип «трех С» - создавать, совершать, созидать. Тогда мы можем сформировать личность, способную не просто идти к высшей цели, но и чётко определять приоритеты этой цели не только для себя, а для всего общества в целом.

Мир – это место, где открыто множество путей в будущее; в котором еле заметны указатели, но если присмотреться, то все откроется. Три волшебных междометия «ох», «ах» и «ух»  помогли, и я нашла свой путь в этом мире. Как важно в жизни сделать правильный выбор! Моя профессия заставляет нас в какой-то мере оставаться детьми, жить с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем и мечтающей душой. Работая в школе, я обладаю массой возможностей раскрывать детям секрет того, как выбирать свою дорогу в жизни. И как быть творцами не только школьных проектов, но и собственной судьбы.

Опрос

Актуально