Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 города Ставрополя
355031, г. Ставрополь, ул. Серова, 272. Телефоны: 24-55-25. Электронная почта sch_30@stavadm.ru

Гривенная Екатерина Викторовна


Гривенная 
Екатерины Викторовны 

Учитель физики

Гривенная Екатерина Викторовна

Новая школа глазами современного учителя 

Только установление истории 
открывает нам истину 
и обосновывает концепции. 
Д. С. Лихачев
"История – мать истины"

 

Итак, я – современный учитель.

Сложно быть воспитанным в одно время, жить в другое и прогнозировать следующее.
Что я могу увидеть дальше? Прежде всего, я вижу…школу. Она была, есть и будет  как общественный институт, как неотъемлемая часть жизни, как этап биографии любого человека, как обязательное условие формирования и социализации личности.

Что значит – новая школа? Инновационная школа? Вся наша жизнь сопровождается инновациями. И школьная тоже. Переход от клинописи к иероглифам и алфавиту, от пера к шариковой ручке, а теперь и к клавиатуре… Что изменили эти инновации? Ведь главным осталась грамотность, достижению которой и должны были служить все новшества. Школа – постоянно эволюционирующее социальное явление. Воспитание и образование не являются неизменной категорией, они имеют исторический характер и изменяются вместе с изменением общества.
По мнению академика РАН Н.Н.Моисеева,  созданная человеком система образования и воспитания не однажды меняла направление судьбоносных русел истории, и нет для нации более важной задачи, чем развитие системы образования и воспитания и передача эстафеты следующим поколениям.

И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему "УЧИТЕЛЬ", сделается лидером XXI века!

Еще раз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафету знаний и культуры...

Конфуций  говорил, что путь в тысячу миль начинается с первого шага. Прежде чем посмотреть в будущее, оглянемся назад. Может, именно там находятся истоки успешности новой школы. 
Еще Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое,  соответствуя трем сторонам души,  каждая из которых требует особого воздействия.   Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление. Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечиватьсознательное усвоение знаний учащимися.

Демократ Ян Амос Коменский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна была обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения. 
Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю. Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил возрастную периодизацию. Поэтому он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.

Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он ласкал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда.

Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности учителей. “Им, — писал он, — вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем”. Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.

В своем труде “Человек как предмет воспитания», выдающийся русский педагог  К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимостьтеснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Итак, экскурс в историю можно было бы и продолжить, хотя все очевидно – школа прошла долгий путь развития и продолжает совершенствоваться.

Сегодня обществом предъявляются высокие требования к профессионалу XXI века, возрастают   требования к выпускникам высших учебных заведений,  школ, соответственно, к самим школам и преподавателям.     Данный вопрос обсуждается на самом высоком уровне. В послании президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года были названы основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», говорилось о необходимости модернизации школы.   
Главная особенность этого документа – компактное отражение всех ведущих идей великих педагогов прошлого о школе качественной, разумной и действенной, транслированное на волны современной, гиперинформационной жизни.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им нипочем».
Я вижу новую школу последовательной и устойчивой, не судорожно скачущей в поисках новшеств, а детально и качественно анализирующей прошлый опыт, как позитивный, так и негативный, и главное – извлекающей уроки и исправляющей ошибки.

Я вижу новую школу не ворохе отчетов, самоанализов, докладов, а выполняющей свою главную миссию – учить, развивать,  воспитывать.

На мой взгляд, задача новой школы не передать ученику знания, а научить его самостоятельно добывать их, определять зоны знаемого и незнаемого, искать, сомневаться, анализировать, мыслить, ставить цели, определять задачи и пути их решения, что предполагает новый федеральный  государственный образовательный стандарт.

Школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни. Результатом новой системы работы учителя, на мой взгляд, должны являться не только высокие показатели успеваемости, качества знаний, но и высокий уровень развития у учащихся познавательных способностей, внимания, памяти, воображения, понимания, рефлексии.

Всегда были, есть и будут умные и компетентные учителя, иначе откуда столько благодарных учеников, достигших успехов в своей жизни? Не думаю, что мультифункциональный учитель  – показатель качества новой школы.

Учитель новой школы – не просто человек, передающий информацию детям. Он является основой системы формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности.
Работа учителя новой формации  должна сочетать положительный опыт традиций с все время возникающими новыми потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должно происходить включение в систему новых знаний и отбраковывание старых. Она позволяет нам жить активно, в вечном движении, в поиске и творчестве, оставаться молодыми. Мы имеем прекрасную возможность продолжить себя в воспитанниках.   

Я вижу основой новой школы систему взаимодействия и сотрудничества для решения образовательных задач, что предполагает принятие новой системы работы всеми учителями, учениками, родителями.  Только при таких условиях возможно добиться высоких результатов.

Опрос

Актуально